Группа в вконтакте

Баннерная сеть

Водоотводная стенка Гарина-Михайловского – памятник истории

Усть-Катавский городской округ, правый берег реки Юрюзани между Вязовой и посёлком Минка ж/д станции

 В конце XIX века при строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги, предположительно в 1890 году, была сооружена водоотводная стенка, спроектированная Николаем Георгиевичем Гариным-Михайловским.

 Водоотводная стенка расположена на правом берегу реки Юрюзани между посёлком Вязовая и ж/д посёлком Минка, в 10 метрах от русла, в районе современного устья реки Сулейманка. Представляет собой каменную стену длиной более 200 м, высотой до 1,5 м и шириной до 2,5 м, отделяет реку от старицы и не пускает воды в излучину старого русла (около линии ж/д).

***

 В Усть-Катаве, одном из красивейших мест Южного Урала, который ещё с демидовских времён славился своим железоделательным заводом, Гарин-Михайловский поселился в 1886 году. Тогда он получил назначение на строительство Самаро-Златоустовской дороги. Впоследствии линия Уфа – Златоуст войдёт в отечественную историю как одна из выдающихся дорог. А за участие в её строительстве в должности начальника участка Гарин-Михайловский будет награждён орденом Святой Анны. Дорога прошла по долинам рек, через горы без единого тоннеля. Приспособленная к рельефу местности, она сэкономила много денег.

 Четырёхлетний усть-катавский период для Николая Георгиевича пришёлся на строительство самого сложного участка от разъезда Яхино до Вязовой.Интересно, что от Вязовой и дальше на восток рельсы были уложены. Незаконченным оставался промежуточный 30-километровый участок. Он был неприступным. Путь преграждали скалы.

 Существует легенда, по которой кратчайший путь через них Гарину-Михайловскому «подсказали» птицы. Он наблюдал за их полётом, когда те пересекали горы. По их маршруту, в глубоких скальных выемках и была проложена железнодорожная колея, а над горным ущельем построен мост. Поначалу из-за этого моста машинисты с Европейского континента отказывались ехать на Урал. Да и сейчас он заставляет робеть.

***

 20 сентября 1890 года от станции Златоуст, в сторону Уфы, был отправлен первый поезд. В этот день на торжествах по случаю официального открытия дороги выступил и Гарин-Михайловский. «Мы в начале пути. Нас ждёт Сибирь. Я верю, что придёт великий час, когда русская железная дорога выйдет к заветному берегу и кто-то, сняв шапку, громко скажет: «Здравствуй, Тихий, здравствуй, океан».

 Предстояло строительство другого горного участка – от Златоуста дальше на восток. Для продолжения изыскательских работ Гарин-Михайловский переезжает из Усть-Катава в Челябинск.

***

 После окончания строительства Михайловские возвратились в Санкт-Петербург. Дом, в котором они жили в Усть-Катаве, не сохранился. Утверждают, что он сгорел ещё в начале прошлого века.

По материалам Евгении Мусихиной (соб. корр. «Гудка», Челябинск, выпуск от 22.08.2012 г.),
Александра Дувакина и Ксении Часовой (издание «Атлас-путеводитель по Усть-Катавскому городскому округу», 2017 г.)
 
Фото: архив музея

Дата публикации: 30 марта, 2018 [01:38]
Дата изменения: 31 марта, 2018 [07:19]