Группа в вконтакте

Баннерная сеть

Могила Вари Михайловской – памятник истории

г. Усть-Катав, городское кладбище

На Усть-Катавском кладбище под старой берёзой в аккуратной ограде стоит невысокий памятник, вытесанный из глыбы известняка. Надгробие выполнено в виде церковного аналоя, на котором лежит раскрытая книга. Она покрыта золочёной краской. Светится и высеченное на нём имя – Варвара Михайловская.

Сегодня памятник ухожен. А ещё недавно он стоял в ряду покосившихся и покрытых мхом старинных надгробий. Надписи, вытравленные временем и дождями, с трудом читались. И мало кто знал, что этот камень тесно связан с историей строительства Великого Транссибирского пути.

Здесь покоится Варенька – дочка изыскателя и строителя железных дорог, писателя и публициста Николая Гарина-Михайловского. Надгробие, которому 124 года, восстановили работники Южно-Уральской дирекции железнодорожных вокзалов. «Этим мы отдаём дань уважения Николаю Георгиевичу и его великим делам и заслугам», – говорит начальник дирекции Юрий Пауесов.

В Усть-Катаве, одном из красивейших мест Южного Урала, который ещё с демидовских времён славился своим железоделательным заводом, Гарин-Михайловский поселился в 1886 году. Тогда он получил назначение на строительство Самаро-Златоустовской дороги. Впоследствии линия Уфа – Златоуст войдёт в отечественную историю как одна из выдающихся дорог. А за участие в её строительстве в должности начальника участка Гарин-Михайловский будет награждён орденом Святой Анны. Дорога прошла по долинам рек, через горы без единого тоннеля. Приспособленная к рельефу местности, она сэкономила много денег.

Четырёхлетний усть-катавский период для Николая Георгиевича пришёлся на строительство самого сложного участка от разъезда Яхино до Вязовой. Интересно, что от Вязовой и дальше на восток рельсы были уложены. Незаконченным оставался промежуточный 30-километровый участок. Он был неприступным. Путь преграждали скалы.

Существует легенда, по которой кратчайший путь через них Гарину-Михайловскому «подсказали» птицы. Он наблюдал за их полётом, когда те пересекали горы. По их маршруту, в глубоких скальных выемках и была проложена железнодорожная колея, а над горным ущельем построен мост. Поначалу из-за этого моста машинисты с Европейского континента отказывались ехать на Урал. Да и сейчас он заставляет робеть.

В горную уральскую глушь Гарин-Михайловский приехал с женой Надеждой Валериановной. Здесь у них родились двое детей – сын Георгий и дочка Варя. Но девочка заболела и умерла. По воспоминаниям местных жителей, на похороны Вареньки пришло очень много заводских рабочих.

...Строительство сложнейшего горного участка тем временем подходило к концу. 20 сентября 1890 года от станции Златоуст, в сторону Уфы, был отправлен первый поезд. В этот день на торжествах по случаю официального открытия дороги выступил и Гарин-Михайловский. «Мы в начале пути. Нас ждёт Сибирь. Я верю, что придёт великий час, когда русская железная дорога выйдет к заветному берегу и кто-то, сняв шапку, громко скажет: «Здравствуй, Тихий, здравствуй, океан».

Предстояло строительство другого горного участка – от Златоуста дальше на восток. Для продолжения изыскательских работ Гарин-Михайловский переезжает в Челябинск. Усть-Катав семья инженера покидала с тяжёлым сердцем. Ведь здесь навечно осталась их дочка.

После окончания строительства Михайловские возвратились в Санкт-Петербург. Дом, в котором они жили в Усть-Катаве, не сохранился. Утверждают, что он сгорел ещё в начале прошлого века. Со временем забыли и о Вареньке. Могилу её обнаружил 50 лет назад местный краевед Иван Киселёв. Он был знаком со Степаном Подрядовым, который дружил с Гариным-Михайловским. Степан Андриянович и рассказал о горе, постигшем семью инженера в далёком посёлке. Иван Киселёв обследовал каждый уголок кладбища. А в 1962 году, разбирая документы Златоустовского архива, обнаружил в метрической книге Христорождественской церкви Усть-Катава за 1888 год запись о крещении Варвары, дочери православных родителей: инженера путей сообщения Николая Георгиевича Михайловского и его супруги Надежды Валериановны. В той же книге есть и запись о смерти их дочери. Девочка умерла от коклюша.

...И вот могила дочки Гарина-Михайловского в очередной раз возвращается из забытья. В августе Южно-Уральская дирекция железнодорожных вокзалов пригласила на Урал из Санкт-Петербурга правнука Николая Георгиевича – Максима Сырникова. «В нашей семье знали об этом горе. Но прошло столько лет!.. И мы безмерно благодарны и признательны железнодорожникам за то благое дело, что они совершили. Они вернули нам Варю», – с волнением говорит Максим.

Побывал Максим Сырников и в Златоусте, где возложил цветы к мемориальной доске Гарину-Михайловскому на здании вокзала. Доску открыли два года назад. А недавно на вокзале появился и уголок истории, в котором пассажиры могут узнать о Гарине-Михайловском и о начале строительства Транссиба.

Евгения Мусихина, соб. корр. «Гудка», Челябинск, выпуск от 22.08.2012 г.

Фото: архив музея

Дата публикации: 30 марта, 2018 [01:38]
Дата изменения: 19 мая, 2020 [10:11]