Обращение

 
- начальник Управления культуры администрации Усть-Катавского городского округа
Год добровольца и волонтёра
Группа в вконтакте

Баннерная сеть

Здание железнодорожного вокзал в п. Вязовая - памятник архитектуры регионального значения

п. Вязовая, ул. Железнодорожная, д.10

 Здание вокзала построено в конце XIX века (предположительно в 1890 г). Вокзал расположен на станции Вязовая Южно-Уральской железной дороги на пологом берегу реки Юрюзань.

 Поскольку территорию, на которой предполагалось строительство здания вокзала, была заболоченной, сначала было выложено основание в виде сплошной каменной подушки высотой около 1,5 метров, на котором затем было построено здание.

 Здание вокзала – одноэтажное. Конструктивная схема здания – с продольными несущими стенами. Фундаменты из бутового камня, стены кирпичные, чердачное перекрытие деревянное балочное, крыша вальмовая по деревянным стропилам, кровля металлическая.

Здание имеет прямоугольную форму плана, ориентировано продольной осью в меридиональном направлении. Восточный фасад обращён в сторону перрона, западный – на привокзальную площадь. Эти фасады симметричны главной оси и почти одинаковы.

 Главный вход в здание вокзала подчеркнут ризалитом, имеющим в плане форму квадрата. Здание имеет большие арочные окна, подчёркнутые кирпичными арками. Фасады декорированы ризалитами с фронтонами, имеющими многопрофильные карнизы и аркатурные ступенчатые фризы, рамочным фризом и декоративным поясом, охватывающим здание по периметру в уровне оснований оконных арок. Фронтоны ризалитов прорезаны небольшими арочными слуховыми окнами.

 Здание снаружи неоштукатуренное и окрашено в розовый цвет, детали (пилястры, пояса, арки, фризы и карнизы) – в белый цвет. Наружная облицовочная кирпичная кладка стен является замечательным образцом «кирпичного стиля», характерного для русской архитектуры конца XIX – начала XX века.

 Внутри здание оштукатурено и окрашено. В южной части вокзала расположено самое большое помещение вокзала – зал ожидания. До конца 60-х годов XX века в нём располагался ресторан (с кухней в небольшом пристрое), но с прекращением железнодорожного сообщения до Белорецка ресторан был закрыт. В северной части вокзала расположены кассовый зал и служебные помещения.

Здание вокзала является составной частью градостроительного ансамбля вокзал-депо-водонапорная башня, сформированного в конце XIX века.

В «Отчёте по эксплуатации Самаро-Златоустовской железной дороги» за 1898 год про вокзал отмечалось: «Пассажирское здание кирпичное. Имеются залы трёх классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, кухня буфета, комнаты для мужчин, сени парадные, ламповая».

С наружи над входными дверями по ночам светил керосиновый фонарь, освещая название станции. Днём фонарь опускался на специальных тросиках. Привокзальная площадь и спуски к ней были вымощены крупным булыжником. За годы Советской власти внутренние помещения перестраивались, а внешний вид оставался неизменным.

 В 2005 году вокзал был реконструирован. Здесь полностью обновили внутренний интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и все элементы декора остались в первозданном виде.

 
В. Д. Оленьков, кандидат технических наук, доцент кафедры архитектуры ЮУрГУ /1999 г.,
МКУК «Историко-краеведческий музей» г. Усть-Катав
 
Фото из архива музея
Дата публикации: 24 августа, 2017 [12:35]
Дата изменения: 30 марта, 2018 [12:56]